Понедельник, 20.05.2024, 17:10Главная | Регистрация | ВходПриветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: M@riwk@  
Форум » Вот такая наша жизнь... » Мой человечек » Нарисуем слово
Нарисуем слово



Дата: Четверг, 14.04.2011, 11:30 | Сообщение # 1
влюбленная_в_небо
Хранительница сайта

Группа: Администраторы
Сообщений: 1795
За 50 сообщений За 100 сообщений За 250 сообщений За 500 сообщений За 750 сообщений За 1000сообщений За 1500 сообщений
Город:Славянск-на-Кубани
Регистрация:05.10.2010
Награды: 230 +
Репутация: ±
Замечания: ±
Актив-2011

Психологи утверждают, что человек познает мир, называя его. Когда мы говорим, мы не только общаемся, но и определенным образом классифицируем все то, что существует вокруг нас и в нас самих. Без этого невозможно мыслить, то есть стать людьми в полном смысле этого слова. Тем не менее развитие речи у детей до 7 лет, как правило, происходит стихийно. Его никто не контролирует и сознательно не направляет. Никто не стремится специально работать над развитием речи ребенка. А так ли уж это правильно?

Нужна среда

Разумеется, хорошо, что малышей не мучают какими-то специальными уроками по развитию речи вроде школьных. И, конечно, речь многих детей 7—8 лет развита достаточно хорошо, несмотря на то что специально с ними никто не работал. Однако встречаются ребятишки, которые говорят с трудом, короткими фразами, их словарный запас откровенно беден. Таким детям тяжело учиться в школе. Они избегают умственного труда. Как правило, не любят читать. Словом, у них (а значит, и у их родителей) появляется масса проблем, корни которых надо искать в раннем детстве ребенка, когда его речь почему-то слабо развивалась. Все дело здесь в так называемой обогащающей среде (или ее отсутствии). Обогащающая среда — это разговоры окружающих людей. Замечательно, когда такое общение разнообразно (в семье говорят о людях, животных, природе, социальных явлениях, вещах, технике), люди используют богатую лексику, им нравится общество друг друга, все стараются изъясняться ярко и остроумно. Если ребенок «варится» в такой атмосфере постоянно, то его речь наверняка будет хорошо развиваться. Но в том-то и дело, что так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще в течение многих дней, недель и даже месяцев малыш не слышит ничего, что могло бы его как-то обогатить.

В саду не до того Ни для кого не секрет, что в отечественных детских садах воспитатели мало общаются с малышами. Группы по большей части многочисленны, с каждым ребенком не поговоришь. К тому же воспитателю нужно обеспечивать «режимные моменты»: большую часть дня малыши или едят, или спят, или гуляют (попросту носятся, как ракеты, с недоступной для воспитателя скоростью — попробуй с ними поговори!). К концу дня дети расторможены, их уже не удается угомонить. В группе воцаряются шум и гам... Замечательный педагог-новатор Борис Павлович Никитин как-то сравнил наши детские сады с камерой хранения для малышей. И это, увы, горькая правда. Потому что в смысле развития сады дают немного...

А дома?

Однако и в семье с ребенком разговаривают мало или очень однообразно. Нередко малыш и бесед взрослых друг с другом почти не слышит, или они ему мало что дают. Есть ведь люди молчаливые. Многие устают на работе. Сейчас много маленьких — а то и крошечных — семей: мать, отец и один ребенок. Или даже: мать и ребенок. И все. Но такую практику нельзя назвать нормальной. В результате — жди неприятностей. Потому что искусственно создать обогащающую среду невозможно: или она есть в семье, или ее нет. А если нет, то это означает, что над развитием речи вашего ребенка нужно работать специально.

Поиграем!

Основная цель такой работы в самом раннем детстве — обогащение словаря. Попросту говоря, ребенок должен узнать как можно больше новых слов, понять их значение и научиться употреблять. Вот, скажем, цвет. В русском языке существует более 100 самостоятельных (не двойных или тройных, вроде красно-синего или серо-буро-малинового, а одинарных) названий цвета; из них около 40 используются крайне редко (индиго, ультрамарин и т. п.). На практике же большинство взрослых людей употребляет в речи всего 8—12 слов, обозначающих цвет. Интересно, что человек, не знающий названий цвета и его оттенков, не способен эти цвета и оттенки различать! Для него бордовый, алый, малиновый, розовый — это все красный. И он действительно не видит разницы между ними. Так почему бы не сказать ребенку о каждой вещи, настоящей или нарисованной, какого она цвета? Вам не придется выделять специальных часов для занятий. Все происходит в привычной семейной обстановке. Разговаривая с крохой на кухне, на прогулке, по дороге из садика, обращайте его внимание на разные предметы, называйте их цвет. А чтобы дело шло веселее, устройте нечто вроде игры «Отгадай цвет». Пусть малыш почувствует, что и вам интересно: определить, какой же он видит цвет (кстати, это не всегда просто!). Приведем 26 названий цвета, которые может знать уже 4-5-летний ребенок. Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый; зеленый, изумрудный (ярко-зеленый), болотный; желтый, золотистый, лимонный, рыжий, оранжевый, песочный (светло-коричневый), кирпичный, бурый (темный грязно-коричневый); красный, алый, вишневый, малиновый, бордовый, розовый; серый, сизый (серо-голубой), стальной, черный, белый. Если ребенку нравится игра, подключайте и более «экзотические» слова: медовый (золотисто-коричневый), пепельный (тусклый светло-серый), пурпурный, багряный, бежевый, кремовый.

Лото «Цвет» На альбомном листе нарисуйте цветными карандашами разноцветные кляксы. Лучше покупать такие наборы, где много разных оттенков одного цвета. Затем еще один альбомный лист разрисуйте точно так же и разрежьте на отдельные карточки. Задача в том, чтобы совместить карточку с нужным цветом на целом листе и назвать этот цвет. Еще лучше, если на карточках изображено что-то конкретное (ягодки, овощи, звери, предметы мебели). Дети постарше (сестра-школьница или брат) могут играть вместе с малышом, сделав для себя лист с карточками.

«Рисуем словом» Условия игры — просто описать объект и его детали. Выглядит примерно так: «Это дерево с темно-серым стволом, черными ветками и изумрудными листьями». Или «У этой девочки волосы морковного цвета, уши розовые, а веснушки золотистые». Малыш может получить настоящее удовольствие от того, что он уже так хорошо справляется с заданием. Если кроха заметит, что вас радуют его успехи, он с удовольствием продолжит игру. Все, что видит ребенок, имеет также свои размеры. Но кроме слов «большой» и «маленький», есть еще «огромный», «гигантский», «громадный», «необъятный», «неохватный» и «миниатюрный», «крошечный», «крохотный», «микроскопический», «карликовый»... Вот пробежала собачка маленькая, а вот — карликовая. Один жучок крошечный, а другой — просто микроскопический. И эти понятия можно обыграть. Например, нарисовав дома, котов, фигуры людей, деревья разных размеров. Начните с крошечного, а затем постепенно увеличивайте размеры, тут же называя предмет или животное. Понаблюдайте на прогулке вместе с ребенком за другими людьми и животными (это весьма способствует развитию речи и памяти). Обратите внимание малыша на то, как люди двигаются. Кроха узнает, что, оказывается, можно не только бежать, но и нестись, лететь, мчаться, поспешать; не только идти, но и плестись, тащиться, слоняться, красться, бродить, шляться, шагать. Большинству детей нравятся фразеологизмы такого типа: «выйти из себя», «взять себя в руки», «держать себя в руках», «водить за нос», «голову повесил», «плакать в три ручья». Подобные выражения понятны большинству малышей, которым уже исполнилось 4 года. Если показать крохе картинки, иллюстрирующие прямое значение этих выражений, и объяснить, что это означает на самом деле (водить за нос — обманывать; выйти из себя — разозлиться), то ребенок поймет, что такое прямое и переносное значения слова, научится их различать, а это весьма полезно для развития мышления. Неисчерпаемая тема — человек. Предложите сыну или дочке описать черты лица. Скажем, нос может быть орлиным, утиным, прямым, с горбинкой, картошкой, курносым, приплюснутым... Голова — круглой, квадратной, огурцом, как яйцо, как редька. Подбородок — круглым, с ямочкой, двойным, острым, квадратным, раздвоенным, длинным... А выражение лица — печальным, грустным, тоскливым, мрачным, веселым, радостным, насмешливым, ироничным, удивленным, изумленным, озадаченным, робким, испуганным... Картинки, которые вы используете в качестве иллюстраций, можно вырезать и наклеить на картон, а потом поиграть с ребенком. Сначала разбросайте картинки на ковре. Пусть кроха по просьбе взрослого находит, где там лицо «тоскливое», где «ироничное» и т. д., и подает вам нужную картинку.

Когда я работаю с малышами над развитием речи, часто использую простой прием: ребенок говорит не от себя, а от имени симпатичного ему персонажа. Обычно это тряпичная кукла, которую надевают на руку. Чаще всего я использую три такие куклы: Крауса (это просто крыса), Мауса (мышь) и Котауса (кот). Краус (это я), Маус (мой ученик или ученица) и Котаус (мама ученика) занимаются разнообразными интересными делами. Например, они ходят в магазин и там что-то покупают. При этом обязательно следует назвать цвет и форму покупки. Участники игры хвастаются друг перед другом тем, что у них есть («А у меня стул огромный!», «А у меня вообще гигантский!»). Каждый из этой троицы рассказывает, что он любит кушать (Краус обожает табуретки, старые тряпки и книги; Маус — картофельные очистки, плинтусы и старую обувь; ну а Котаус — Маусов и Краусов). Участники игры подшучивают друг над другом («У тебя, Маусик, ушки — как крылья! Ты, наверное, умеешь летать?»)... Когда дети говорят не от своего имени, они раскрепощаются, чувствуют себя увереннее и свободнее. И им это интересно, даже если речь идет о чем-то простом.

«Большие и маленькие»

Весьма полезная игра, как и ее вариант под названием «Дети и родители». Условия просты. Мама называет животное, а ребенок — его детеныша. Или взрослый говорит слово, а кроха — как будет называться то же самое, но маленькое. К ошибкам юного ученика относитесь снисходительно. Важно, чтобы он освоил средства языка, а не запомнил, как что правильно называть.

«От какого же это слова?» Например, птичка зеленушка — от слова «зеленый». Наверное, она зеленая! Для ребенка это открытие. А каменка (тоже птичка) — она что, питается камнями?! Как интересно! Оказывается, птичка живет среди камней. Что же она там ест?! А дубонос (это тоже птица) — у него что, дубовый нос? Перечислим слова, которые можно использовать в данной игре. Птицы пищуха (она пищит), ушастая сова, поползень (ползает по стволу), синица, мухоловка, снегирь, цапля (от слова «цап!»), сплюшка, ходулочник. Растения: шиповник (у него острые шипы), ежевика (колючая, как ежик), черника, голубика. Только не забывайте, что вы играете! Пусть ребенок все воспринимает именно таким образом. Он ни в коем случае не должен подозревать о ваших педагогических намерениях. Если кроха догадается — пиши пропало. Ему сразу все наскучит. Только когда маме самой интересно участвовать в языковых играх, ребенок тоже ими увлечется. В таком случае — только успевайте подкладывать «языковые поленья» в костер детской любознательности. И будьте уверены: ваш малыш в речевом смысле станет развиваться вполне успешно!


Правила сайта и форума - незнание правил не освобождает от ответственности!

Ко мне ТОЛЬКО на ТЫ!
 
Форум » Вот такая наша жизнь... » Мой человечек » Нарисуем слово
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последнии темы Читаемые темы Лучшии пользователи Новые пользователи

Стихи для крестильного альбома

(25)

Торты

(38)

Поздравительные стихотворения На ДР (по годам!)

(12)

О бабушке

(28)

Стихи о школе и учителях

(26)

Стихи, заставляющие задуматься...

(32)

Стихи о пасхе

(11)

Стихи для создания альбома На море

(11)

ВНИМАНИЕ! ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОИХ РАБОТ!

(7)

Искусство танца живота

(25)

Стихи для альбома От рождения до трех лет

(222)

Я говорю СПАСИБО!!!

(180)

Отрисовки диддлов

(173)

Как вы узнали о нас?

(117)

Ну что, давайте знакомиться!

(111)

Анимашки со словами

(89)

Анкета для новичка

(86)

Вопросы по работе в фотошопе

(75)

Поговорим о детках!

(72)

Ваши впечатления от сайта!

(69)

  • влюбленная_в_небо
  • Наталия_Стар
  • terezka
  • M@riwk@
  • tashka-tashka
  • Tati
  • Витаминка
  • normexina
  • lobangel
  • Marmeladka
  • 97antonuk
  • illua843
  • illua216
  • Эрика
  • koltakova63
  • 100rengen
  • surikova-lana
  • катя2113
  • ninasamarina1995
  • anna_abramova95
  • DiddlМания© 2024
    Администрация не несет ответственности за материалы размещенные пользователями и не претендует на авторство в создании бренда торговой марки Diddl. Все материалы сайта размещены только для личного пользования. Продажа и незаконное распространение строго запрещены!